Музей истории города Новокуйбышевска

 


 
 
 
 

 

Главная / Мы выжили, чтобы свидетельствовать / Федорова Н.М.

Федорова Нина Михайловна

Ее судьба ничем не отличается от миллионов судеб поколения 30-х - 50-х годов. Дочь репрессированных родителей, она испытала все тяготы военного и послевоенного времени. Как кадры страшного фильма мелькают в памяти эпизоды: переезд из Самарской области на Северный Кавказ в станицу Черниговская, слезы матери - узнали, что началась война, первые проводы на фронт под звуки духового оркестра и слезы, слезы, слезы. Нине Михайловне не было тогда и восьми лет, но это не мешало вносить вклад в общее дело.

Стали приходить первые письма с фронта, похоронки, и дети, чтобы отвлечь людей от горьких мыслей, устраивали концерты: читали стихи Матусовского, Лебедева-Кумача, Блантера, которые, как камертон, отражали чувства тех, кто должен был ждать близких с фронта, и тех, кто сражался с фашистами.
Собирала лечебные травы, ландыши, спасала поля от черепашек, ходила на просушку листьев табака - его так ждали на фронте! А в августе 1942 г. впервые увидела немцев, занявших Северный Кавказ, пережила страх бомбежки. Нина Михайловна вспоминает как однажды ночью проснулась от страшного грохота, а утром увидели, что в огороде стоят зенитки, вкопанные в землю, как мама прятала дочку под кровать во время бомбежки.

Пережила Нина Михайловна и отступление, и наступление и оккупацию. Но самое страшное было еще впереди.

Шел 1943 год. После освобождения Кавказа от немцев люди плакали от радости, благодарили бойцов Красной Армии, вспоминали тех, кто погиб.

Открытка, которую прислала мама из лагеря Нине Михайловне

 

Отец Нины Михайловне, по специальности агроном, очень хороший работник, во время войны выращивал хлеб для армии, был директором МТС, партизанил, получил благодарность от Маршала Гречко, командующего Северо-Кавказским фронтом. А через 2 месяца по доносу его арестовали. Судил его военный трибунал Майкопского округа. Заключенных было очень много, казалось, что вся страна была там, что все были предатели. В детской памяти навсегда отложилось, как мама, узнав, что заключенных будут переправлять в лагерь, взяла маленькую дочь с собой, чтобы попрощаться с отцом. Они прошли 40 км! Нина сразу узнала отца в колонне идущих. Они перекинулись взглядами и расстались на 10 лет! "Прошел год с небольшим, и арестовали маму, - вспоминает Н. М. - дали 8 лет лагерей и 3 года ссылки в Сибирь".
Жила у соседей, у Матиенко Екатерины. Благодаря этой очень доброй женщине, нашедшей в себе мужество приютить дочь репрессированных.
Через полгода приехал дядя, Шапошников Николай Александрович и забрал к себе. Здесь пошла в школу, в 6 класс. 
Война закончилась, а тревога не уходила: память возвращала любимых и дорогих людей: мать и отца. Надежды на их возвращение почти не было. Чудо произошло в 1953 году, когда Н. М. встретилась с родителями и узнала об их судьбе.
Отец был в Нижнем Тагиле на комбинате "Магнитка", потом в Казахстане, работал на птицефабрике.

 

Письмо в лагерь маме

Мать - в станице Лабинская, в Казахстане, на медных рудниках. В 1952 по этапу, 300 км, в тапочках вели на Север, в тайгу. Собирала смолу с деревьев. А через год из колхоза "Казаченский" приехал председатель и забрал к себе на работу. Сюда, освободившись, приехал и отец. Только в 1958 году, во время хрущевской оттепели они вернулись на родную волжскую землю в город Куйбышев. А в 1989 году их признали репрессированными.

А Нина Михайловна, закончила женскую школу № 42, поступила в нефтехимический техникум и была направлена на работу в город Новокуйбышевск. 

Пережитое не ожесточило сердце, оно стало чутким к чужому горю; осознание хрупкости человеческого счастья научило ценить каждую минуту жизни и дарить добро людям.

 
 
 

© 2011 Krasakova O.N.
All Rights Reserved