Музей истории города Новокуйбышевска

 


 
 
 
 

 

Главная / Мы выжили, чтобы свидетельствовать / Кононюк О.В.

Кононюк Ольга Владимировна

Жизнь, насыщенная горькими и радостными событиями, научила Ольгу Владимировну радоваться каждому мгновению, развила неодолимое желание делиться с людьми теплотой своей души. В 1998 году Ольга Владимировна удостоена звания «Женщина года». С 1989 года возглавляет городскую общественную организацию «Жертвы политических репрессий», осуществляет материальную и моральную поддержку людям, пережившим советский террор. В октябре 2005 года на базе МОУ СОШ №18 Ольга Владимировна и клуб «Возрождение» собрали детей репрессированных на встречу «Мы выжили, чтобы свидетельствовать».

«Пережившие страх террора, но не очерствевшие душой, не озлобившиеся на государство, эти люди часто трудились во благо Отечества, строили наш город и поэтому заслуживают самого глубокого уважения и признания», - говорит Ольга Владимировна.

Как член городского Совета ветеранов Ольга Владимировна с большим удовольствием встречается с молодежью. Трудно найти более общительного, открытого, жизнерадостного (несмотря на годы) человека. Удивляешься необыкновенной способности Ольги Владимировны находить общий язык с молодым поколением, которому так необходима духовная поддержка тех, кто много умеет и много сделал для родного города.

1 октября 2005 года, Ольга Владимировна ведет концерт в День пожилого человека в ДК

 

Дед Ольги Владимировны, сельский учитель Губанов Иван Иванович, 1915 г.

Бабушка Ольги Владимировны Екатерина Александровна, мама Лидия Ивановна и дядя Виктор.

 

Память неотступно возвращает Ольгу Владимировну в детство, которое, как мы знаем должно быть счастливым. И оно было счастливым. До четырех лет…

Добрая, интеллигентная мама, сельская учительница, заботливый отец, директор завода, десятилетний брат, любимец всех, о котором нежно заботились, так как мальчик был болен. В доме всегда было много гостей, боевых товарищей главы семьи Владимира Павловича, прошедшего гражданскую войну.

Но военные заслуги в те трагические годы не могли спасти от репрессий. В начале 1937 года, в марте, по ложному обвинению арестовали друга, секретаря райкома как врага народа. Владимир Павлович, движимый чувством мужского братства, человеческой порядочностью, отправляется с друзьями в Москву, чтобы встретиться с начальником НКВД и объяснить, что произошло недоразумение. Их приняли, даже выслушали, взяли характеристику на арестованного, но не суждено будет собраться боевым друзьям за беседой в гостеприимном доме…

Уже в мае Владимира Павловича вызвали в обком партии, исключили из рядов ВКПБ с формулировкой "за либеральное отношение к врагу народа". Наступили страшные дни: тяжело было видеть как друзья, знакомые отвернулись от него и его семьи. Люди опасались за свою судьбу и судьбу детей. Жестокое время подчинило себе человека. 

Оле 3 года, фото перед арестом родителей, 1936 год.

 

А потом все как у сотен тысяч граждан страны: тревожная ночь, хмурые люди в форме, тщательный обыск, громкий плач детей, наполненные ужасом глаза Лидии Ивановны и громко хлопнувшая дверь, навсегда разлучившая отца и детей, мужа и жену. Эту июльскую ночь, искалечившую судьбу семьи четырехлетняя девочка запомнила на всю жизнь.

Только в сентябре Лидии Ивановне разрешили свидание с мужем. В первое же мгновение поняла, как обращаются с заключенными: без двух передних зубов, худой, постаревший, он мало был похож на здорового, крепкого, жизнелюбивого человека из той счастливой жизни. 

Родители Ольги Владимировны Владимир Павлович и Лидия Ивановна Снарские перед арестом

 

Жестокими пытками выбивали из арестованных признание о сотрудничестве с иностранной разведкой и подтверждение, что товарищи тоже иностранные шпионы. У Владимира Павловича хватило сил вынести пытки и не оговорить ни себя, ни товарищей.

Это горькое свидание в Саратовской тюрьме было первым и последним. Через месяц перестали брать передачи и довели до сведения, что Владимир Павлович в северных лагерях без права переписки, а это означало, что его уже нет в живых. Саратовская тюрьма была пересыльной, через нее прошли десятки тысяч заключенных. Неважно, кто ты по должности и возрасту. Ты враг и ты должен быть уничтожен. Крупный политический деятель, академик, юрист, военачальник, рабочий, подросток - всех под одну гребенку. Владимир Павлович сидел вместе с академиком Вавиловым, позднее расстрелянным. Как удалось выяснить, приговор в отношении отца Ольги Владимировны был приведен в исполнение 20.01.38 г. (см. документ Свидетельство о смерти). Реабилитирован посмертно. (г. Вольск, военная коллегия).

Семья осталась без защитника и кормильца, нужно было поднимать детей. Но слепой и яростный террор против всего народа набирал обороты. 7 декабря 37 года арестовали и Лидию Ивановну. Вместе с детьми вывезли из саратовского дома, в котором все напоминало о счастливой жизни. 

Оля Снарская со своими родителями, 1936 г.

 

Маленькую Олю и десятилетнего Костю лишили детства, отправив в детприемник, в котором находились малыши арестованных. Когда разлучали мать и детей, та громко закричала, понимая, что теряет самое дорогое, что у нее было в жизни: "Дайте с детьми проститься!" Прощались через окно.

Потом оно захлопнулась и началась истерика, продолжавшаяся до утра. Дети боялись, что их разлучат, поэтому Костя никуда не отпускал сестренку и велел ей прятаться под кровать всякий раз, когда кто-то приходил. Когда тяжелая болезнь свалила сестру, брат не отходил от нее, приносил жареный хлеб. Дети тогда взрослели быстро, принимая на свои плечи заботы взрослых. 

Из детоприемника на два года попали в детский дом. И неизвестно, как бы сложилась судьба Кости и Оли, если бы не забота и любовь во многом рисковавших родственников, которые с помощью друзей Владимира Павловича смогли забрать детей: бабушка - внучку, Павел Павлович (брат отца) Костю. Хоть и страшные были годы, но люди не утратили доброты и способности сострадать. Это и помогло выжить.

Началась Великая Отечественная война. К этому времени уровень жизни у всех сровнялся - все жили плохо.

Оля Снарская - первоклассница

 

Лидию Ивановну арестовали и отправили в Саранскую тюрьму, но т. к. она была переполнена, на восемь месяцев поместили в столярную мастерскую. Никто не знал, за что его арестовали. Без суда и следствия Лидии Ивановне объявили: "Как член семьи врага народа вы осуждены на восемь лет лишения свободы". Ужас охватил Лидию Ивановну. Что же будет с детьми? Где они? На этот вопрос следователь холодно ответил: "Их воспитает Советская власть".

Привезли на машинах заключенных, охранники с собаками загнали женщин в телячьи вагоны под крики, причитания сочувствовавших собравшихся здесь людей. Маршрут - на север: Архангельск - Воркута - Северодвинск. Труд заключенных нечеловеческий: валили лес, по пояс в воде зимой, на болотах собирали клюкву. Через пять лет заболели почки. Лечить? Это же лагерь! Перевели на более легкий труд - в швейные мастерские к уголовницам. Как здесь было тяжело, мама Ольги Владимировны вспоминала с болью в голосе.

Восемь лет жизни унесли северные лагеря. После освобождения вместо паспорта получила справку с предписанием жить только на севере страны. Сердце рвалось к сыну и дочери, но чувство опасности, впитавшееся в душу и кровь останавливало, но все же тоска пересилила, и Лидия Ивановна встретилась с сыном, который стал уже совсем взрослым человеком.

А потом встреча с дочерью в Саратове. Два месяца провела Лидия Ивановна в городе, который напоминал ей о счастливом доме, любимом муже, милых детях. За нарушение паспортного режима в 24 часа выслали из города. Опять помогли друзья Владимира Павловича: в 1947 году устроили шить бумажные мешки для цемента в Вольске.

В1955 году Лидии Ивановне вновь пришлось пережить жуткие минуты: черная машина, незнакомые люди, приглашение - приказ в машину, без объяснения. Но теперь она услышала то, на что почти, а может и совсем не надеялась: "Вы реабилитированы, т.к. нет состава преступления и муж ваш тоже, теперь он член партии". Вручили бумагу. (Справка из военного трибунала от 31.1956 г.).

А в 1994 году Ольга Владимировна получила справку из прокуратуры Саратовской области о признании ее пострадавшей от политических репрессий (20.04.1994, 18.04.1994)

 

В августе 1951 года с дипломом Саратовского нефтяного техникума Ольга Владимировна приехала в поселок Калининградский на строительство нефтеперерабатывающего завода. Пустое место – раздолье птицам и ветрам. Условий, как на любой стройке в начальном периоде, никаких. 

Поселили молодых специалистов в сараях и в палатках, но молодость, желание участвовать в важном для страны деле превращали бытовые проблемы в маленькие, совсем ничего не значащие неудобства.

Ольга Владимировна находилась у самых истоков строительства: цеха № 9 обмеряла траншеи под фундамент.

Прошло более 50 лет, а Ольга Владимировна, как сейчас, помнит экскурсию в сентябре 1951 года в уже построенный тогда цех № 2 (АВТ), где молодым специалистам показали пробирку с первым бензолом, полученным на спиртовке, на заводе. В феврале 1952 года поселок Калининградский был переименован в город Новокуйбышевск. 

«Мы гордились, - вспоминает Ольга Владимировна, - что были первыми его жителями».

На НПЗ Ольга Владимировна работала до 1960 года дежурным инженером в лаборатории №2. За это время были пущены все установки масло блока № 1 (производство масел).

Снарская Ольга Владимировна, первая фотография в г. Новокуйбышевске, 20 лет

 

Энергичная и общительная Ольга Владимировна была бессменным председателем профсоюзного комитета лаборатории, занималась в самодеятельности, была участником городских конкурсов, фестивалей, в составе агитбригады часто бывала в колхозах и совхозах области. У этой удивительной женщины времени хватало на все: на работу, на общественную деятельность и на учебу!

Без отрыва от производства Ольга Владимировна закончила Куйбышевский педагогический институт и получила диплом по специальности биохимик. 

 

Самодеятельность ДК в селе Утевка, подшевная агитбригада, 1955-1958 гг.

 

С 1960-1965 года работает в филиале Всесоюзного научно-исследовательского института, создавая и исследуя нефтяные масла.

В 1965 году вместе с мужем была направлена в Индию (штат Гуджорат) на пуск нефтеперерабатывающего завода, построенного советскими специалистами. 


г. Барода, Индия, улица города

Индия, г. Барода, штат Гуджарат, 1965 г.
 

В 1966 году, вернувшись на Родину, приглашена на работу в Новокуйбышевский политехнический техникум в качестве преподавателя специальных технологических дисциплин, где работала до выхода на пенсию в 1988 году. Благодарные студенты с теплотой вспоминают своего строгого и мудрого наставника.

Несколько медалей, в том числе и медаль «Ветеран труда», почетные грамоты министерства химической промышленности – награды государства за честный и добросовестный труд.

Лаборатория исследования масел ВНИИНП, инженер Кононюк О.В., 1965 г.

 

Нефтехимический техникум, празднование 40-летия Победы, 1985 г.

Ольга Владимировна среди учащихся нефтехимического техникума, 24 февраля 1983 года

 

Может, кому-то покажется, что судьба Ольги Владимировны Кононюк ничем не отличается от сотен других судеб, новокуйбышевцев. И будут правы.

На самом деле замечательных людей у нас много. Но Ольга Владимировна Кононюк – человек особенный, осознающий роль в духовном наставничестве молодежи, укреплении связей старшего и молодого поколений, формировании чувства гражданственности и патриотизма.

Несправедливость не ожесточила сердце Ольги Владимировны, потерявшей отца, лишившейся на десять лет мамы и брата, душа ее распахнута навстречу людям.

Конкурс "Женщина года", 
ДК, 14 февраля 1998 г. 



Областная конференция управления соц. защиты, 2000 г.


День пожилого человека - 1 октября 2003 г., победители спартакиады.


30 октября 2005 г. День памяти жертв репрессий, г. Самара, на месте массовых расстрелов в 1937-1938 гг.


День Победы в одном из детских садов г. Новокуйбышевска

10 мая 2013 года на 81 году жизни скончалась председатель городской общественной организации «Жертвы политических репрессий» Ольга Владимировна Кононюк.

 
 

© 2011 - Krasakova O.N.
All Rights Reserved